laki_wolf_cub (laki_wolf_cub) wrote in great_litva,
laki_wolf_cub
laki_wolf_cub
great_litva

Categories:

Праведная София, княгиня Слуцкая.


Памятник княгине Софии Слуцкой

Праведная София была последней княгиней из славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя литовского Ольгерда, наследной владелицей Слуцкого княжества (входившего в состав ВКЛ с 1326 года). Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких был внук Ольгерда Олелько Владимирович.
          

Отец блаженной Софии Юрий Юрьевич II (1559–1586) был единственным из трех сыновей, исполнившим отцовский завет — хранить Православную веру, в то время как младшие братья Ян — Симеон и Александр под влиянием иезуитов перешли в католичество. Подобные измены были распространенным явлением среди литовско-белорусской знати. Велась политика вытеснения Православия, так как Великое княжество Литовское, вступило в политический союз с Польшей. Отец Софии пытался противодействовать этому, одновременно желая сохранить былое величие своего рода. Князь Юрий, как и его отец, был щедрым жертвователем для монастырей и храмов. Известны подаренные им в 1580 г. для Благовещенской церкви Свято-Троицкого Слуцкого монастыря литый серебряный настоятельский посох, серебряная позолоченная чаша с финифтяными украшениями,собственноручно и весьма красиво писанное им Евангелие.
Юрий Юрьевич был женат на дочери Подляшского воеводы Варваре из известного рода князей Кишек. От этого непродолжительного брака, длившегося менее одного года, и родилась их единственная дочь — последняя из рода Олельковичей — София. Младенца нарекли словно в ознаменование будущей ее мудрости и усердного попечении о Православии, неизменно хранимом родом князей Олельковичей на протяжении всего своего существования.

София родилась 1 мая старого стиля 1585 года. В том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Юрьевич. Опеку над сиротой приняли на себя её дальние родственники: сначала Жмудский староста Юрий Ходкевич, взявший ее с собою в Вильно, а затем Виленский каштелян, Брестский староста Иероним Ходкевич.

Оба опекуна юной Софии задолжали значительные денежные суммы могущественным литовским магнатам князьям Радзивиллам и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына воинственного виленского воеводы князя Христофора Радзивилла, по прозвищу Перун (т. е. Гром).

Князю Янушу позволено было видеться с юной Софией, жившей тогда в виленском доме Ходкевичей. Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя.
 
князь Януш Радзивилл (годы жизни 1579 - 1620)

По прошествии некоторого времени Радзивиллы внезапно наложили запрещение на имение Ходкевичей Копыль под Оршей в счет оплаты старого долга. Разгневанные должники немедленно воспретили свидания князя Януша с княжной Софией; ни та, ни другая сторона не думала уступать, все готовились к межродовой войне. Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. В самом центре города готовилось страшное кровопролитие, однако отправленные королем посланцы сумели предотвратить готовящееся сражение и склонить обе стороны к миру. Народное же предание гласит, что эта братоубийственная вражда прекратилась по молитвам юной княжны.

Новая мировая сделка была заключена на следующих условиях: аннулированы все денежные претензии Радзивиллов к Ходкевичам, которым были также выданы свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии.

Когда княжна достигла возраста, позволявшего вступить в брак, Януш Радзивилл обратился 20-го дня июля 1600 года к Римскому папе Клименту IX с прошением о разрешении ему как католику заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными. Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. По некоторым сведениям, обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза и, в частности, обязательство воспитания будущих детей обоего пола в православной вере, впоследствии стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.

Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку, давшие жителям города возможность сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия. В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица. Своего мужа в бытность его католиком настойчиво убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении благочестивых (то есть православных) принуждать к унии. Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Благодаря великим усилиям благочестивой ревнительницы Православия город Слуцк остался единственным городом Северо-Западного края, который мужественно выдержал жестокий гнет униатов. Влияние праведной княгини было столь велико, что даже муж ее князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. В одной из них сказано: «...церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены».

Спустя некоторое время княгиня Людвига Радзивилл издала подобную грамоту: «Изъяснив всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Койдановском, Копыльском, Белицком, Заблудовском, Невельском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои, всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви восточной, а потому настоящею привилегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния в эти церкви не должна быть вводима никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров к владыкам их ездить за границу без всякого препятствия и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещала духовенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привилегию точно и неприкосновенно соблюдать».

Януш подтвердил эти права Слуцка и после смерти Софии, перейдя в ересь Кальвина.

Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Как паломница путешествовала высокоименитая братчица в самые отдаленные храмы в дни храмовых праздников. Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие.

Умерла княгиня София от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет, 19 марта старого стиля / 1 апреля нового стиля. Ее обширные владения отошли к мужу, в род Радзивиллов, включая 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень.

В память о праведной жизни и благотворениях блаженной княгини она была погребена в церкви Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Тело ее почивало у стены правого придела рядом с плащаницей в деревянном гробе, вставленном в металлический (цинковый). На внутренней стороне крышки цинкового гроба имелась надпись следующего содержания: «1612, марта 19, преставися благоверная София, ксенжна Слуцкая, Олельковна Юревичовна, Ольгердова племени, и положена бысть в Слуцку, в монастырю Святое Живоначальное Троицы». Сам гроб был накрыт дубовым колпаком-футляром, покрытым темно-малиновым сукном с гербом Олельковичей. Возле герба помещалась надпись, приоткрывающая одну из сторон ее нелегкого жизненного пути: «блаженни плачущии, ибо тии утешатся» (Мф. 5, 4). На футляре лежала фамильная икона Покрова Пресвятой Богородицы. К ней прикладывались молящиеся у гроба своей праведной заступницы, прося ее святых молитв. Мощи святой княгини обычно были закрыты и показывались только избранным людям. Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. Периодически слуцкие женщины делали между собой складчину и на собранные средства приготавливали шелковое или атласное платье, в которое и переоблачали мощи святой. Господь прославил святую нетлением мощей и чудотворениями от них, которые в свое время описал иеромонах Маркиан. В этом описании были засвидетельствованы факты, как небесным заступничеством святой княгини люди исцелялись от различных душевных и телесных недугов. В 1848 г. в городе Слуцке страшно свирепствовала холера. По просьбе горожан было разрешено пронести через город в двух направлениях (крест-накрест) мощи блаженной Софии. Во время крестного ходя с мощами в четырех противоположных концах города были сделаны остановки и отслужены молебны. В память об этом в местах остановок (Тройчаны, Остров, Выгода и Кладбищенская улица) были поставлены кресты с соответствующими надписями. Вскоре после крестного хода, по небесному заступничеству праведной Софии, эпидемия холеры в городе и его окрестностях прекратилась. 
А вот еще один дошедший до нас яркий случай помощи Божией по молитвам к святой Софии. Однажды 11-летний крестьянский мальчик деревни Михеек Самуил Шилович был поражен ударом молнии и в течение четырех лет находился в совершенном «расслаблении». Всякая врачебная помощь была бессильна. Так как он сам не мог даже двигаться, односельчане признавали его как бы уже заведомо погибшим и говорили его родителям: «Ничего не будет с вашего Самуся». Святая София явилась во сне матери мальчика и повелела ей привезти больного в монастырь к ее гробнице. Именно так родители и поступили. Когда они приблизились к мощам, Самуил опустил в гробницу серебряный рубль, в котором возможно заключалось все состояние бедной крестьянской семьи. Во время начавшегося колокольного звона мальчик получил полное исцеление и к удивлению всех, совершенно здоровый пошел домой пешком.
Её нетленные мощи некогда почивали в Слуцком Троицком монастыре. В XX в. Свято-Троицкий Слуцкий монастырь был закрыт. 20 января 1930 г. на заседании Центральной комиссии по отделению Церкви от государства было принято решение изъять из пользования группы верующих Свято-Троицкую церковь. Мощи блаженной Софии было постановлено передать в Центральный Белорусский Музей в городе Минске. Сегодня мощи святой Софии Слуцкой хранятся в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе и открыто почивают у северного придела в честь чудотворной Минской иконы Божией Матери, напоминая верующим о подвиге жившей во Христе и прославленной Им слуцкой княгини.
          Считается, что святая София всегда помогает тем, кто молит о чистой и искренней любви.

 


 

 

Tags: история, религия
Subscribe

  • (no subject)

    Посоветуйте, пожалуйста, что можно почитать про Берестецкую битву?

  • Юзеф Брандт

    Юзеф Брандт (1841-1915) - польский художник, основная часть полотен которого была посвящена военной истории Речи Посполитой 17 столетия.…

  • Работы М.М.Крома

    Кром М.М. Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV - первой трети XVI в. М., 2010.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments